Улица Буденного

Улица Буденного возникла в XIX веке в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Варшава, которая прошла через Гродно [1].
Первоначальное название улицы – Новая (Новошоссейная). В 90-х годах XIX века ее поделили на Татарский переулок (от современной улицы Свердлова до улицы Карла Маркса) и Новоалександровскую улицу. В начале ХХ века на всем своем протяжении она стала называться Александровской. В 1912 году улица вновь состояла из двух частей – Варшавской и Александровской. В годы Первой мировой войны часть улицы (до улицы Карла Маркса) называлась Warschauerstr, а вторая часть (от улицы Карла Маркса до переезда за вокзалом) – Alexandrowerstr. В 20-30-е годы улица носила название Ягеллонской, а в 1940 году получила имя Буденного. В годы Великой Отечественной войны оккупантами вновь была разделена на две части и переименована: до улицы Бригитской (современная Карла Маркса) в Am Bahndamm и от улицы Бригитской в сторону вокзала – в Bahnhofstr. После освобождения города улица вновь стала единой, и ей вернули прежнее название – Буденного [3].
Буденного за последние десятилетия претерпела, пожалуй, самые значительные изменения в своем облике среди центральных улиц города. Возникла она на месте укреплений, построенных в 1657 и 1706 годах. Ранее здесь были валы, бастионы и редуты фортификационных сооружений. При прокладывании железной дороги ров, который совпадал с ее направлением, расширили и углубили, по дну проложили железнодорожное полотно. Застройка улицы XIX – начала ХХ века практически не сохранилась [3].
Улица Буденного – одна из самых протяженных улиц центральной части города. Начало берет возле водонапорных башен «Кася» и «Бася», заканчивается перед новым путепроводом через железную дорогу в районе Озерского шоссе [3].
Дом №2 – бывшая еврейская больница, построенная в 1869–1886 годах и первоначально рассчитанная на 60 коек. Здесь работали три отделения: инфекционное, хирургическое и внутренних болезней. Одним из первых врачей в больнице стал выпускник Киевского университета известный в Гродно Г. Замковский. В Первую мировую войну размещался военный госпиталь. В 1923 году больница была включена в городскую систему здравоохранения. После Второй мировой войны в здании расположили узловую железнодорожную больницу [2].
Дом №26 не сохранился, у него была удивительная история. В 1875 году дворянин Семен Богатыревич получил разрешение на постройку каменного дома. В 1878 году купец из Харькова Максим Эльяшев открыл в арендованном у Богатыревича доме карандашную фабрику с паровым приводом [2].
Гродненская фабрика, которая насчитывала до 50 рабочих, выпускала в год до полутора миллионов карандашей отменного качества, отмеченных бронзовой медалью на промышленной выставке в Москве в 1882 году. Аналогичных фабрик в России было всего четыре. Максим Эльяшев имел честь являться «поставщиком престола Его Императорского Величества». До середины мая 1951 года в здании бывшей карандашной фабрики находилась городская маслобаза, которая после переселения передала контору и все складские помещения горпищепромторгу. К сожалению, здание бывшей карандашной фабрики недавно было снесено [3].
Жилой дом № 36 построен в начале ХХ века из желтого кирпича в стиле эклектики. В 1910 году в нем находилось жандармское управление, а после Второй мировой войны здание заняли железнодорожная милиция, трибунал и прокуратура. Сегодня проводится реконструкция фасада здания, в результате чего дом потеряет свой так называемый «кирпичный» стиль [2].
За зданием теплосетей находилась до недавних пор старейшая Гродненская электростанция, построенная в 1912 году. Это была дизельная электростанция с двумя генераторами суммарной мощностью 94 квт. Вырабатывала электроэнергию для освещения административных зданий, домов местной знати, промышленников, купцов, а также для освещения некоторых центральных улиц города [2].
По адресу улица Буденного,48а располагались табачные склады «Акционерного товарищества Шерешевского». Возведены они были в начале ХХ века. Комплекс состоит из пяти трехэтажных зданий, построенных из желтого кирпича. В послевоенные годы здесь работал табачно-ферментационный завод, на котором выпускались некоторые виды папирос и дешевые сигареты «Армейские». В июле 1989 года решением горисполкома кооперативу «Монолит» была разрешена разработка ПСД на реконструкцию бывших складов табачной фабрики под гостиничный комплекс. Сегодня взамен гостиничного сформировался офисный комплекс [2].
На противоположной стороне улицы, где недавно оборудовали автомобильную стоянку, находились железнодорожные пакгаузы, построенные еще в конце XIX века. Они были знамениты тем, что в 50-е годы прошлого столетия послужили съемочной площадкой известного фильма «Миколка-паровоз». Один из немногих сохранившихся на улице домов – №56 – был возведен в конце XIX века в стиле эклектики. В 1914 году семья Лапиных открыла здесь типолитографию, а в годы Первой мировой войны находился Soldatenhaime. В 20-30-е годы в здании работала фабрика игральных карт. После войны длительное время была литография, затем фабрика офсетной печати. С конца 90-х годов в течение полутора десятков лет здание занимали подразделения Гродненской региональной таможни [1].
Улица Буденного, 37 – железнодорожный вокзал, который построен в 1986 году и реконструирован за последние два года. Ранее на его месте находился старейший на территории Беларуси железнодорожный вокзал, возведенный еще в 1868 году [1].
Ранее на улице Буденного обращал на себя внимание дом № 70, который на протяжении почти всей его истории занимали военные. Это было здание необычной архитектуры, в плане напоминало латинский крест, количество этажей разное – от трех до пяти. На карте города 1892 года обозначено как управление уездного воинского начальника. В начале ХХ века значится как казармы инженерного ведомства. После освобождения города от фашистов в 1944 году в здании до 1972 года располагался военный городок №19. Его воинское подразделение имело непосредственное отношение к подготовке и взрыву Фары Витовта. Казарма находилась на том месте Привокзальной площади, где сейчас скверик с «плакучими ивами» [1].
Определенный интерес на улице Буденного представляет дом № 41, который находится рядом с путепроводом возле бывшего железнодорожного переезда. Построен был в начале XX века как двухпутевое паровозное депо [2].
После Первой мировой войны здание было перестроено в трехэтажный дом с мансардой, который использовался железнодорожниками. Позже дом отремонтировали под жилье, мансардный этаж ликвидировали и вместо него устроили четырехскатную крышу. Сохранились лишь оригинальные контрфорсы. Дом несколько лет назад был отселен, сегодня у руководства Гродненского железнодорожного узла есть планы по устройству в этом здании музея [2].

1.       Гродненская правда. Виртуальная экскурсия по улицам Гродно: улица Буденного [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://grodnonews.by/category/glavnoe/news17957.html
2.       Я люблю Гродно. Городской фотоблог. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fotogrodno.net/2014/04/08/dhdhnennfdhdhnoedhdhn-ndhndhnfnendhn-dhdh-dhnedhdhdhdh-nfdhdhndh-dhnfdhdhudhdhdhdhdh.html
3.       С13. Блог Гродно. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://s13.ru/archives/77487


Предыдущая улица                    Следующая улица

Комментариев нет:

Отправить комментарий