Костел Обретения Святого Креста

Костел Обретения Святого Креста
Расположен на высоком правом берегу Немана. Является крупнейшим архитектурным комплексом города Гродно 16-18 вв., сочетает в себе приемы и формы готики, ренессанса, барокко [3].
Деревянный монастырь основан в 1494 году на земельных угодьях, подаренных в 1491 году Александром Ягеллончиком ордену бернардинцев. В 1595 году король Жыгимонт III Ваза основал тут вторую каменную святыню - Костел монастыря бернардинцев. Угловой камень в алтарь был заложен и освещён в 1602 году епископом виленским Бенедиктом Войнам. Завершено строительство в 1618 году. Костёл был освещён 13 мая 1618 года епископом виленским Евстахием Валовичем, о чем свидетельствует мемориальная доска в костёле. В 1656 году здание костела и монастыря было сильно повреждено в результате пожара. В 1660 году перекрыта крыша, реставрирован алтарь святого Антония, построена каплица святой Барбары. В 1736 году по инициативе Франтишка Барановского строится 3 алтаря каплицы святого Михаила. В это время перестроены алтари св. Банавентуры, св. Ануфрии, св. Петра из Алькантары.  В 1738 году произведена реставрация колокольни. В 1863 монастырь упразднён, костёл стал приходским [1].
Костел представляет трехнефную, шестистолпную базилику. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют единую композицию большой художественной силы. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики [4].
Внутреннее убранство
Наиболее древняя алтарная часть - полукруглая апсида, более низкая, чем сама базилика, со стрельчатыми оконными проемами с витражами, со стенами, укрепленными ступенчатыми контрфорсами, - несет на себе отпечаток готического стиля. Главный фасад храма, богато декорированный пилястрами и арочными нишами, с криволинейным силуэтом верхнего яруса выполнен как самостоятельный элемент конструкции в духе раннего барокко [2].
Вплотную к костелу примыкают каменные 2-этажные монастырские корпуса, образуя замкнутый прямоугольный дворик. Стены членены прямоугольными окнами, пилястрами. Планировка галерейная [1].
Композиция комплекса обогащена 4-ярусной башней-колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Имеет отдельный вход и связана с костёлом и жилым корпусом. Верхние ярусы колокольни и оформление интерьера относятся ко второй половине XVIII века, представляя искусство так называемого виленского барокко. Она имеет сложную форму и художественный силуэт. Башня завершена фигурной крышей со шпилем [4].
Алтарь
В интерьере костела - уникальные ренессансные скульптурные композиции и орган 17 века. В оформлении интерьера (17-18 вв.) широко использована резьба, стукковая лепка, фресковая живопись (моно- и полихромная), скульптура. В нишах аркатурного пояса на южной стене центрального нефа изображены 12 апостолов, на северной - 12 исторических деятелей великого княжества Литовского и Речи Посполитой. В композиции 14 алтарей использованы элементы коринфского ордера. Особую художественную ценность имеет барельефный стукковый декор Лоретанской часовни (18 в.) в нартексе храма [3].
Во время советской власти в помещении монастыря находилась бюро судебно-медицинской экспертизы, судебная лаборатория, областной дом  санитарного просвещения, санэпидемстанция. В 1990 году в монастыре разместилась Высшая римско-католическая семинария [2].

1.       Гродненщина туристическая [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tourgrodno.by/information/monuments/objects-of-different-religions/bernardinskij-kostel.html
2.       Зетгродно [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zetgrodno.com/kostyol-otkrytiya-sv.-kresta-i-mona
3.       Орфей [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.orfey.net/attractions/index.php?SECTION_ID=1249&ELEMENT_ID=4888
4.     Про школу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/pavel-sapega/blog/404138


Комментариев нет:

Отправить комментарий