Улица Буденного возникла в XIX
веке в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Варшава,
которая прошла через Гродно [1].
Первоначальное название улицы –
Новая (Новошоссейная). В 90-х годах XIX века ее поделили на Татарский переулок
(от современной улицы Свердлова до улицы Карла Маркса) и Новоалександровскую
улицу. В начале ХХ века на всем своем протяжении она стала называться
Александровской. В 1912 году улица вновь состояла из двух частей – Варшавской и
Александровской. В годы Первой мировой войны часть улицы (до улицы Карла
Маркса) называлась Warschauerstr, а вторая часть (от улицы Карла Маркса до
переезда за вокзалом) – Alexandrowerstr. В 20-30-е годы улица носила название
Ягеллонской, а в 1940 году получила имя Буденного. В годы Великой Отечественной
войны оккупантами вновь была разделена на две части и переименована: до улицы
Бригитской (современная Карла Маркса) в Am Bahndamm и от улицы Бригитской в
сторону вокзала – в Bahnhofstr. После освобождения города улица вновь стала
единой, и ей вернули прежнее название – Буденного [3].
Буденного за последние
десятилетия претерпела, пожалуй, самые значительные изменения в своем облике
среди центральных улиц города. Возникла она на месте укреплений, построенных в
1657 и 1706 годах. Ранее здесь были валы, бастионы и редуты фортификационных
сооружений. При прокладывании железной дороги ров, который совпадал с ее
направлением, расширили и углубили, по дну проложили железнодорожное полотно.
Застройка улицы XIX – начала ХХ века практически не сохранилась [3].
Улица Буденного – одна из самых
протяженных улиц центральной части города. Начало берет возле водонапорных
башен «Кася» и «Бася», заканчивается перед новым путепроводом через железную дорогу
в районе Озерского шоссе [3].
Дом №2 – бывшая еврейская
больница, построенная в 1869–1886 годах и первоначально рассчитанная на 60
коек. Здесь работали три отделения: инфекционное, хирургическое и внутренних
болезней. Одним из первых врачей в больнице стал выпускник Киевского университета
известный в Гродно Г. Замковский. В Первую мировую войну размещался военный
госпиталь. В 1923 году больница была включена в городскую систему
здравоохранения. После Второй мировой войны в здании расположили узловую
железнодорожную больницу [2].
Дом №26 не сохранился, у него
была удивительная история. В 1875 году дворянин Семен Богатыревич получил
разрешение на постройку каменного дома. В 1878 году купец из Харькова Максим
Эльяшев открыл в арендованном у Богатыревича доме карандашную фабрику с паровым
приводом [2].
Гродненская фабрика, которая
насчитывала до 50 рабочих, выпускала в год до полутора миллионов карандашей
отменного качества, отмеченных бронзовой медалью на промышленной выставке в
Москве в 1882 году. Аналогичных фабрик в России было всего четыре. Максим
Эльяшев имел честь являться «поставщиком престола Его Императорского
Величества». До середины мая 1951 года в здании бывшей карандашной фабрики
находилась городская маслобаза, которая после переселения передала контору и
все складские помещения горпищепромторгу. К сожалению, здание бывшей карандашной
фабрики недавно было снесено [3].
Жилой дом № 36 построен в начале
ХХ века из желтого кирпича в стиле эклектики. В 1910 году в нем находилось
жандармское управление, а после Второй мировой войны здание заняли
железнодорожная милиция, трибунал и прокуратура. Сегодня проводится
реконструкция фасада здания, в результате чего дом потеряет свой так называемый
«кирпичный» стиль [2].
За зданием теплосетей находилась
до недавних пор старейшая Гродненская электростанция, построенная в 1912 году.
Это была дизельная электростанция с двумя генераторами суммарной мощностью 94
квт. Вырабатывала электроэнергию для освещения административных зданий, домов
местной знати, промышленников, купцов, а также для освещения некоторых
центральных улиц города [2].
По адресу улица Буденного,48а
располагались табачные склады «Акционерного товарищества Шерешевского».
Возведены они были в начале ХХ века. Комплекс состоит из пяти трехэтажных
зданий, построенных из желтого кирпича. В послевоенные годы здесь работал
табачно-ферментационный завод, на котором выпускались некоторые виды папирос и
дешевые сигареты «Армейские». В июле 1989 года решением горисполкома
кооперативу «Монолит» была разрешена разработка ПСД на реконструкцию бывших
складов табачной фабрики под гостиничный комплекс. Сегодня взамен гостиничного
сформировался офисный комплекс [2].
На противоположной стороне улицы,
где недавно оборудовали автомобильную стоянку, находились железнодорожные
пакгаузы, построенные еще в конце XIX века. Они были знамениты тем, что в 50-е
годы прошлого столетия послужили съемочной площадкой известного фильма
«Миколка-паровоз». Один из немногих сохранившихся на улице домов – №56 – был
возведен в конце XIX века в стиле эклектики. В 1914 году семья Лапиных открыла
здесь типолитографию, а в годы Первой мировой войны находился Soldatenhaime. В
20-30-е годы в здании работала фабрика игральных карт. После войны длительное
время была литография, затем фабрика офсетной печати. С конца 90-х годов в течение
полутора десятков лет здание занимали подразделения Гродненской региональной
таможни [1].
Улица Буденного, 37 –
железнодорожный вокзал, который построен в 1986 году и реконструирован за
последние два года. Ранее на его месте находился старейший на территории
Беларуси железнодорожный вокзал, возведенный еще в 1868 году [1].
Ранее на улице Буденного обращал
на себя внимание дом № 70, который на протяжении почти всей его истории
занимали военные. Это было здание необычной архитектуры, в плане напоминало латинский
крест, количество этажей разное – от трех до пяти. На карте города 1892 года
обозначено как управление уездного воинского начальника. В начале ХХ века
значится как казармы инженерного ведомства. После освобождения города от
фашистов в 1944 году в здании до 1972 года располагался военный городок №19.
Его воинское подразделение имело непосредственное отношение к подготовке и
взрыву Фары Витовта. Казарма находилась на том месте Привокзальной площади, где
сейчас скверик с «плакучими ивами» [1].
Определенный интерес на улице
Буденного представляет дом № 41, который находится рядом с путепроводом возле
бывшего железнодорожного переезда. Построен был в начале XX века как
двухпутевое паровозное депо [2].
После Первой мировой войны здание
было перестроено в трехэтажный дом с мансардой, который использовался
железнодорожниками. Позже дом отремонтировали под жилье, мансардный этаж
ликвидировали и вместо него устроили четырехскатную крышу. Сохранились лишь
оригинальные контрфорсы. Дом несколько лет назад был отселен, сегодня у
руководства Гродненского железнодорожного узла есть планы по устройству в этом
здании музея [2].
1. Гродненская правда.
Виртуальная экскурсия по улицам Гродно: улица Буденного [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://grodnonews.by/category/glavnoe/news17957.html
2. Я люблю Гродно.
Городской фотоблог. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fotogrodno.net/2014/04/08/dhdhnennfdhdhnoedhdhn-ndhndhnfnendhn-dhdh-dhnedhdhdhdh-nfdhdhndh-dhnfdhdhudhdhdhdhdh.html
3.
С13. Блог Гродно. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://s13.ru/archives/77487
Комментариев нет:
Отправить комментарий